Оптимальные передаточные числа автопилота с точки зрения управляемости вертолета с автопилотом
Для рассмотрения критериев оптимальности передаточных чисел автопилота с точки зрения обеспечения хороших характеристик управляемости вертолета с автопилотом необходимо вначале кратко изложить основы современного математического представления работы человека — оператора в качестве элемента замкнутой системы автоматического регулирования. Такой подход в настоящее время начинает успешно при
меняться к анализу управляемости самых различных летательных аппаратов.
Изучение работы человека-оператора в замкнутом контуре имеет достаточно общее значение и относится ко всему разнообразию задач, где человек выступает в этой роли (управление автомобилем, подъемным краном, сопровождение цели в радиолокационной станции и т. п.). Наиболее важное значение эта проблема приобретает при исследовании ручного управления различными летательными аппаратами: самолетом, вертолетом, космическим кораблем.
В настоящее время выяснено, что человек, выполняющий такого рода задачу, работает примерно так же, как работала бы созданная специально для решения этой задачи система автоматического регулирования, но не обычная, а самонастраивающаяся. Такими системами в настоящее время называют регуляторы, способные изменять свои параметры (передаточные числа, постоянные времени и т. п.) при изменении характеристик управляемого объекта таким образом, чтобы система в целом имела бы заданные динамические характеристики. Известны, например, самонастраивающиеся автопилоты для самолетов [4, 23, 52], изменяющие свои передаточные числа автоматически таким образом, чтобы корни замкнутой системы «самолет — автопилот» оставались бы приблизительно неизменными при изменении динамики самолета (демпфирование, эффективность управления) в весьма широких пределах, соответствующих изменениям скорости и высоты полета.
Рис. 5.39. К различию между преследовательным (а) и компенсаторным (б) слежением |
Задача слежения в общем виде состоит в том, что человек, визуально воспринимая отклонение какой-либо управляемой величины от заданного значения, действует на орган управления, от которого зависит движение управляемой величины, так, чтобы свести к минимуму указанное отклонение.
Различают два вида слежения — преследовательное и компенсаторное. В первом случае человек одновременно видит изменяющееся заданное значение управляемой величины и саму управляемую величину. Например (рис. 5.39), на экране радиолокатора движется по произвольному закону отметка цели (кружок) с ординатой г, а задача оператора состоит в наложении на кружок перекрестия с ординатой у, которым он может управлять, воздействуя на какую-либо рукоятку управления. Другими словами, задача оператора состоит в сведении к минимуму разности лг=г—у. В случае компенсаторного слежения человек видит только разность х=г—у, представляемую ему в виде отклонения управляемого перекрестия от неподвижного заданного значения. Движение перекрестия в этом случае является алгебраической суммой движения цели и управляемого движения.
Таким образом, задача, решаемая летчиком при выдерживании заданного угла тангажа вертолета в условиях, когда на вертолет действуют атмосферные возмущения, о которых он судит по изменению того же угла тангажа, относится к компенсаторному слежению.
Разница между названными типами слежения заключается в количестве информации, представляемой человеку относительно характера изменения ошибки слежения х. При преследовательном движении человек видит предысторию движения и может вносить в свои действия эле-
мент предсказания (экстраполяции) будущего изменения ошибки. При компенсаторном слежении он лишен этого преимущества и реагирует только на видимый ему сигнал ошибки, составить же представление о том, как этот сигнал будет изменяться, человек не может [48].
Созданию математической модели, описывающей поведение челове — ка-огхератора в процессе компенсаторного слежения в условиях случайного входного сигнала, посвящен ряд работ [4, 32, 33, 38, 41, 50, 59]. Основой этих работ явилось определение в эксперименте передаточной функции человека-оператора по статистическим характеристикам входного и выходного сигналов. Результаты такого определения показали, что человек-оператор, вообще
Ke~’s 4- 1)
(74s 4- 1) (7’з$ — І — 1)’
а задаче компенсаторного слежения соответствует структурная схема на рис. 5. 40. .
Необходимо помнить, что эта передаточная функция представляет собой приближение в статистическом смысле к реальному закону преобразования сигнала человеком. Отсюда отнюдь не следует, что при воздействии детерминированного сигнала (ступеньки или синусоиды) на «вход» человека-оператора его «выход» совпадает с выходом регулятора, имеющего указанную передаточную функцию. ’
Эта модель непригодна в тех случаях, когда частоты входного сигнала высоки или когда оператор управляет весьма неустойчивым Объектом. Так, для объекта второго порядка с отрицательным демпфированием [59] иУ0(5)=—- —~—-—з—; С <60, передаточная
s2 + Лошо5 4- w0 г
функция человека-оператора лучше описывается выражением
Ке xs (s 4- wo) (5 + wi)
($2 2C2°>2S 4~ wo) ($2 2Сз^о5 — j — а>2^
В других исследованиях [41] с объектом, имеющим передаточную функ — w/ Ко Т
пию w0 = — , передаточная функция человека-оператора,
при различных сочетаниях £ и шо могла быть описана зависимостью
Ke~xs (Тis 4- 1) (T2s + 1)
(Tss+1)(T4s+l)
Реальный выходной сигнал челоєека-оператора всегда содержит более высокие частоты, чем те, которые находятся в спектре входного сигнала. Эта составляющая выходного сигнала, называемая также рем — нантой [4], представляет собой «собственный шум» человека-оператора, очевидно указывающий на нелинейный характер его работы. Удельный вес ремнанты, выраженный в процентном отношении при рассмотрении составляющих сйектральной плотности выходного сигнала, составляет при управлении устойчивыми объектами при невысоких (до 0,5 гц) частотах входного сигнала не более 5%. В то же время при неустойчивых
мых связей с учетом динамики управляемого объекта, необходимых для решения задачи управления. ^
Автопилот, предназначенный для выполнения этих функций, должен был бы иметь: и
1) комплекс датчиков, из которых наиболее подходящие для целей управления в каждом конкретном случае отбирались бы автоматически;
2) коррелятор для анализа сигналов ошибки;
3) управляющее логическое устройство, изменяющее структуру автопилота при изменениях динамики объекта;
4) цепи самонастройки, автоматически изменяющие передаточные числа автопилота в пределах возможных структур, для обеспечения заданных характеристик замкнутой системы.
Аналитическая модель человека, описывающая указанные его функции, в настоящее время неизвестна. Возможно, однако, получить полезные модели для условий, когда формирование структуры регулирования уже произошло. Если при этом на вход системы действует случайный сигнал, способность человека к дальнейшей перестройке своей структуры как регулятора подавлена и остается только одна функция адаптации — автоматическое изменение передаточных чисел. Здесь прямая аналогия человека с самонастраивающимся автопилотом.
Итак, примем передаточную функцию непрерывной модели челове-
_ _ _ iw / K*e~xs(Ts + В
ка-летчика, пилотирующего вертолет, в виде w (s) = ——……. ■■■■ -—— .
O2S + 1) (T%s+ 1)
Ее целесообразно разделить на две части: 1F(5) = W7i(s) • ^(s).
Пусть первая часть Wi (s) содержит такие параметры, которые тренированный летчик может изменять по своему желанию, руководствуясь критерием, например, минимума среднеквадратической ошибки слежения. Вторая часть 1F2(s) упомянутой передаточной функции пусть будет содержать параметры относительно неизменные, определяемые запаздыванием сигнала при переработке информации в центральной нервной системе человека, а также динамикой «выходного аппарата» человека — нейромускульной системой руки или ноги.
Можно представить упомянутые части передаточной функции ли
Параметры первой части определяются следующими «правилами настройки»: ‘
Ті — возникает в случаях:
— если это необходимо для устойчивости системы;
— для частичной компенсации времени реакции т нейромускульного запаздывания Т3 и постоянной времени Т2
Т2 — возникает, если это необходимо для получения удовлетворительных характеристик замкнутой системы «летчик — объект» на низких частотах;
Кя — настраивается для обеспечения устойчивости замкнутой системы с запасом по фазе приблизительно 40°<фс<80° и обеспечения постоянной частоты среза замкнутой системы сос.
Таким образом, линейная модель человека-оператора состоит из совокупности передаточной функции определенного вида и «правил настройки» для ее основных параметров. Можно сказать, иными словами, что линейная модель человека-летчика эквивалентна самонастраивающемуся автопилоту, у которого передаточные числа по углу и угловой скорости автоматически изменяются в соответствии с некоторым критерием оптимальности замкнутой системы «летчик — вертолет».
Необходимо отметить, что важнейшим условием применимости ЛИ-
нейной модели является неравенство шс>совх. где ©с — частота среза замкнутой системы «летчик ■— вертолет»;
(оБХ — полоса частот спектра входных возмущений.
Для случая вертолета можно принять (ос=1 1/се/с.